Интервью РИАМО с директором Лаборатории робототехники - Лаборатория робототехники

Интервью РИАМО с директором Лаборатории робототехники

Звание наукограда обязывает жителей Королева разбираться в науке и уметь использовать эти знания в жизни. Дети тоже не остаются в стороне от технического прогресса. Год назад специально для них в городе открылось подразделение «Лаборатории Интеллектуальных Систем» – Лаборатория робототехники. Ее генеральный директор Антон Обоймов рассказал «РИАМО в Королеве», чему там учат ребят, в каких соревнованиях они участвуют, и чем полезно техническое образование.

– Антон, как возникла идея создать Лабораторию робототехники в Королеве?

– Пять лет назад появилась основная организация – «Лаборатория Интеллектуальных Систем». Ее основной задачей стала разработка на заказ различных робототехнических систем. А два года назад, изначально на базе Московского физико-технического института (МФТИ), было организовано отдельное подразделение – Лаборатория робототехники, в которой мы занимаемся обучением школьников, студентов и взрослых.

Самая первая группа появилась в МФТИ для детей, посещающих Вечернюю физико-техническую школу (ВФТШ). Там школьники начиная с 8 класса углубленно изучают физику и математику. Очень быстро про нас узнали в Долгопрудном и стали просить взять детей помладше. Желающих набралось на пять групп разного возраста. Показательно, что очень многие из них до сих пор учатся у нас, успешно выступают на соревнованиях различного уровня – от местных до всероссийских.

Занятия в ВФТШ посещает много ребят из Королева, так что про нас узнали и в наукограде, появились просьбы организовать такое обучение в нем. Мы пошли навстречу, и весной 2015 года открылся филиал на базе Дома юных техников в Королеве.

– Расскажите, как проходит обучение робототехнике.

– Обучение разбито на несколько уровней, занятия рассчитаны на детей разного возраста. Для мальчиков и девочек с 7 лет занятия ведутся на базе специального конструктора «Лего» с электроникой, датчиками и моторчиками. Дети изучают основы механики и конструирования, осваивают некоторые инженерные конструкции, изучают основы программирования роботов и алгоритмы их работы.

Ребята постарше – начиная с 9-10 лет – используют продвинутые конструкторы с большим количеством элементов, электроники и более широкими возможностями. Тут уже идет углубленное изучение механики, например, дети учатся рассчитывать механические передачи и редукторы. Большой упор делается на программирование и алгоритмы, изучаются основы теории управления в применении к роботам. Хорошо показывающие себя ученики участвуют в соревнованиях, на этом уровне их уже очень много, как и разных интересных задач.

Начиная с 13 лет дети переходят непосредственно к изучению электроники и программированию микроконтроллеров. Тут уже нет никаких конструкторов. На этих занятиях ребята учатся паять, проектировать, создавать свои электронные платы. Они выполняют различные проекты, которые являются прототипами вполне реальных задач, частью разработок, ведущихся в нашей организации. Постепенно ученики «втягиваются» в реальные разработки, получая огромный и полезнейший опыт.

– Чем Лаборатория робототехники отличается от обычных кружков?

– Мы стараемся, чтобы у нас были не просто курсы, на которые походил, получил сертификат и забыл. Лаборатория робототехники – это место, где можно не только получить знания, но и применить их на практике, реализовать свои задумки, исследования и проекты. К нам могут прийти не только школьники, но и те, кто давно закончил школу и кому интересно получить знания в этой области и реализовать свой проект, а также присоединиться к нашим исследованиям и проектам.

– Как вы считаете, насколько важно техническое образование?

– Очень важно. Хорошее техническое образование сильно помогает в жизни независимо от того, чем заниматься и в какой области работать. Оно позволяет получить навыки системного мышления, умение видеть и понимать, как работает та или иная система, за что отвечают различные части этой системы, что нужно изменить, чтобы улучшить всю систему. Это самое полезное, чему можно научиться, это пригодится специалисту в любой области.

– Вы уже подвели итоги 2015-2016 учебного года? Какие успехи?

– В 2015-2016 учебном году в двух наших филиалах проходило обучение более 180 школьников разных возрастов.

Этот год оказался успешным для наших ребят, принимавших участие в семи различных крупных соревнованиях, в пяти из которых они заняли первые места. Отдельно нужно отметить победы на крупных состязаниях, таких как Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест-2016», бои роботов на Международной выставке робототехники и передовых технологий «Robotics Expo», открытые состязания Санкт-Петербурга по робототехнике, открытые состязания Королева по робототехнике. Всего за прошедший учебный год наши ребята завоевали 13 медалей и кубков на различных соревнованиях, из которых восемь – высшей пробы.

Стоит отметить организованные нами открытые состязания Королева по робототехнике. Изначально они задумывались как возможность для наших ребят потренироваться и попробовать свои силы. Однако в процессе организации количество участников выросло до 100 человек, и вскоре соревнования получили полноценный статус всероссийских. Надеюсь, что эти состязания в дальнейшем станут ежегодными, а количество номинаций на них будет расти.

– У вас появляются новые филиалы?

– Этим летом появилось направление робототехники в Летней олимпиадной школе МФТИ. В нее приезжают учиться очень сильные ребята со всей России, многие из них – победители и призеры всероссийских и международных предметных олимпиад.

Кроме того, к новому учебному году мы открываем еще два отделения – в центре «Романтик» города Щелково и на базе школы №9 в Павловском Посаде. Приглашаем на занятия ребят, которым интересна робототехника!

– Расскажите о ваших планах.

– Помимо открытия новых филиалов, мы налаживаем сотрудничество в области робототехники со школами и центрами образования. Хотим запустить продвинутые курсы для ребят, показывающих хорошие результаты: разработка подводных роботов и создание летающих беспилотных роботов – дронов.

Также есть желание попробовать подготовить учеников к соревнованиям международного уровня, таким как Всемирная робототехническая олимпиада (WRO). Результаты состязаний прогнозировать сложно, но можно быть уверенным, что уровень знаний и умений ребят будет соответствовать уровню соревнований.

Мы никогда не ставим основной целью обучения подготовку к каким-то конкретным соревнованиям. Мы стараемся дать ребятам знания и навыки, которые будут полезны для решения любых задач и востребованы в жизни.

 

Источник: РИАМО в Королёве.